Во всем мире одним из показателей состоятельности нации считается количество машин на душу населения. В таком случае Петербург можно назвать едва ли не самым быстроразвивающимся городом Европы: очереди в автосалоны Северной столицы уже давно перестали быть чем-то из ряда вон выходящим, а за свободное парковочное место у парадной между водителями то и дело разгораются ссоры.
Автомобили наступают
Если еще несколько лет назад автомобиль для большинства петербуржцев был роскошью, то сегодня он окончательно превратился в средство передвижения. Согласно последним данным Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству администрации Петербурга, в настоящее время в городе на Неве зарегистрировано более 1,7 миллиона машин. По сравнению с 2004 годом число автомобилей в Петербурге возросло как минимум на 300 тысяч, в то время как средний прирост за прошлые годы составлял всего 100-120 тысяч машин за 12 месяцев. «В том, что количество машин в Петербурге так резко увеличилось, ничего неожиданного нет, - считают в Комитете по транспорту. - Все дело в том, что в 2005 году автокредитование стало по-настоящему доступно большинству горожан».
Как бы то ни было, «автомобильный рывок» позволил Петербургу вплотную приблизится к Москве по количеству машин на душу населения. В столице этот показатель сегодня составляет порядка 250 автомобилей на 1000 человек, в Петербурге – 240. Однако, по мнению экспертов, окончательно догнать и перегнать «старшего брата» Петербург все-таки в ближайшее время не сможет. «Дорожная сеть в нашем городе не рассчитана на такое количество машин, - предрекают в аналитическом центре «Экском». - По нашим расчетам, когда число автомобилей достигнет 2,5 миллионов, то центр Питера превратится в одну большую пробку». Действительно, в настоящее время общая протяженность дорожной сети Петербурга составляет всего 1,4 тысячи километра, в то время как в Москве - превышает 5 тысяч.
В КБДХ осознают масштабы транспортной проблемы и в настоящее время активно осуществляют «Концепцию совершенствования и развития дорожного хозяйства Санкт-Петербурга на период 2000-2008 годов». Если ее удастся выполнить в полном объеме (в частности, сдать КАД), то дорожный фонд Петербурга увеличится в 2-2,5 раза.
Согласно опросу ВЦИОМ, примерно трое из четырех петербуржцев не имеют сегодня собственного «железного коня». При этом наибольший процент «немеханизированных» граждан – среди пожилых людей: более 88,3% опрошенных мужчин и женщин от 50 лет не имеют автомобилей. Среди уже севших» на колеса счастливцев больше всего тех, кто ездит на машине, вышедшей с конвейера от 3 до 7 лет назад. Таковых в нашем городе насчитывается 31,4% автовладельцев. Следом за ними идут водители, имеющие машины не старше 2 лет (26,8%). Еще 23% водителей города на Неве владеют образцами авто, находящимися в эксплуатации 8 и более лет. Любопытная деталь – когда проводилось исследование, порядка 30% женщин не смогли назвать год выпуска своего автомобиля, тогда как среди мужчин количество подобных «незнаек» составило всего 9,2%.
Интересная статистика выходит и по новым машинам. Среди молодежи 18-24 лет группа владельцев новых или 2-летних автомобилей составляет почти 40%, что несколько больше, чем среди респондентов 25-34 лет (36%) и гораздо больше, чем среди представителей других возрастных категорий. Так, доля владельцев новых машин среди пожилых участников опроса и пенсионеров — соответственно 10,3% и 14,7%. На эту категорию петербуржцев приходится подавляющая часть автомобилей старше 8 лет.
Социологи, изучавшие срез питерских водителей, установили, что возраст автомобиля напрямую связан с уровнем дохода его владельца. Скажем, 43,9% автолюбителей, зарабатывающих от 600 долларов в месяц, ездят новых и относительно «свежих» машинах (не старше 7 лет). И лишь 12,3% граждан этой категории выбирают технику старше 8 лет.
Кредитный двигатель прогресса
Наверное, не преувеличением будет сказать, что автокредитование сегодня развивается в Петербурге «стахановскими» темпами. Если, согласно оценке компании AG Capital, полтора года назад в кредит в Петербурге продавалась каждая десятая машина, то сейчас уже каждая третья. Как показывает исследование, проведенное консалтинговой компании BusinessVision, 29% купивших в прошлом году инормарки в кредит отдали предпочтение машинам за 10–15 тысяч долларов. Примерно столько же опрошенных купили в кредит авто стоимостью 15–20 тысяч «зеленых». Третье место по популярности заняли дорогие машины ценой более 20 тысяч долларов – их предпочли 25% покупателей иномарок. В меньшинстве же с 17%, как это ни странно на первый взгляд, оказались те, кто приобрел автомобиль, стоимость которого не превышает 10 тысяч американских рублей.
Интересно, что социологи не поленились и опросили тех петербуржцев, которые пока еще не приобрели машины, - на предмет того, какой процент за пользование рублевым автокредитом они считают приемлемым. Меньше всего респондентов - 3% - считают нормальным процент, превышающий 25% годовых (правда, тогда возникает вопрос – а почему они еще не стали счастливыми владельцами четырехколесного друга?). Гораздо больше – 30% горожан – согласны переплачивать за автокредит 11–15% в год (именно столько сегодня составляет средние процентные ставки в банках). Еще 44% петербуржцев влезут в «ярмо» кредита только когда процент за пользование им упадет до 6–10% годовых в рублях. Наконец, для 23% опрошенных жителей города на Неве приемлема только сверхнизкая ставка от 0 до 5% годовых. Чего ждать в ближайшее будущее, ясное дело, не приходится. В частности, по словам начальника отдела розничного кредитования петербургского филиала Банка Москвы Екатерины Кашиной, 9% в валюте и 12% в рублях - это оптимальные на сегодняшний день ставки по автокредитам, и в обозримом будущем они не уменьшатся. Конкуренция же между банками может развиться в неценовом секторе. То есть, если кредиты и будут «дешеветь», то только за счет маркетинговых ходов салонов и специальных программ автодилеров.
Патриоты не сдаются
Казалось бы, любой человек в здравом уме, который сумел накопить 6-7 тысяч долларов, скорее купит в кредит иномарку за 10-15 тысяч «зеленых», чем потратит всю сумму на новую машину отечественного производства. Однако любопытные социологи выяснили, что для многих россиян словосочетание «автомобильный патриотизм» не является пустым словом. Отвечая на вопрос: «Какую машину вы бы купили, если бы иномарка и отечественный автомобиль стоили одинаково?» — почти 40% петербуржцев высказались за продукцию российского автопрома. Причем особый патриотизм проявили жители Северной столицы старше 45 лет, не имеющие высшего образования и относящиеся к среднедоходной и низкодоходной группам населения. Доля опрошенных, отдавших предпочтение пятилетней иномарке среднего класса, составляет 30,1%. К технике такого рода тяготеют питерцы помоложе с высоким уровнем дохода и высшим или неполным высшим образованием. Так, если среди пожилых участников опроса доля респондентов, предпочитающих иномарки, составляет 9,3%, то среди возрастной группы 35-44 лет таких 39,5%, а среди 18-24-летних - уже 49,7%.
Еще одним доказательством патриотизма петербуржцев служит недавно проведенное компанией ROMIR Monitoring исследование, в ходе которого респондентам был задан вопрос: «Если бы Вы располагали суммой в 6000 долларов, предназначенных для покупки автомобиля, чтобы Вы предпочли?». Как показал опрос, 59% петербуржцев потратили бы их на покупку нового отечественного автомобиля, а 26% отдали предпочтение подержанной иномарке. Так что, судя по всему, спрос на отечественные «Жигули», которые называют «ведрами с болтами», не угаснет еще долгие годы…
http://www.tormozi.ru/2006/02/14/009/