Лидер оренбургских «правых» Олег Наумов беседовал с председателем Общероссийской общественной организации «Движение автомобилистов России» Виктором Похмелкиным в эфире телеканала «Орен-ТВ»
Олег Наумов: И первый снег у нас каждый год неожиданно выпадает, и морозы вдруг грянули, когда их никто не ждал. И некоторые законы падают на нас, неподготовленных, как коршуны на цыплят. Достаточно сказать, что постановление правительства о внесении некоторых изменений в Правила дорожного движения подписано 14 декабря прошлого года, а с 1 января работники ДПС уже открыли охоту на нарушителей. Чем вызвана такая срочность внесения изменений в ПДД?
Виктор Похмелкин: По этому вопросу недоумевают десятки миллионов российских граждан. На мой взгляд, необходимости такой спешки в принятии всех этих изменений не было. Более того, правила дорожного движения -документ достаточно консервативный. Он должен меняться очень осторожно, аккуратно. Понятно ведь, что любые изменения в нем связаны с некоторыми потрясениями и стрессами на дорогах. Конечно, такие изменения должны проходить широкую общественную экспертизу, тщательное обсуждение. Ничего этого не было, причем, в данном случае, речь идет о серьезных ограничениях прав многих автовладельцев и материальных затратах, которые придется нести как частным владельцам автомобилей, так и государству в целом.
Олег Наумов: С нового года эксплуатация автомобилей с красными поворотниками запрещена, а за нарушение правил можно на год лишиться водительских прав. Эксперты называют это нововведение отличным барьером на пути серого импорта, а автовладельцы с ужасом подсчитывают, во что им обойдется переделка автомобиля под новые стандарты. И еще: новые правила разрешают перевозку детей до 12 лет исключительно в специальных автомобильных сидениях. Иначе придется платить штраф в размере 100 рублей. Эти изменения вступили в силу так неожиданно быстро, что по данным социологов, больше половины всех автомобилистов о них еще даже не знают.
Мнение эксперта. Денис Ульянов, директор автосервиса:
Комплект для переделки сигнальных огней обойдется от пятисот до тысячи рублей установка, а сам комплект стоит от 30 до шестидесяти евро...
Есть и варианты - тюнинговые стоп-сигналы - поворотка и стопсигнал совмещенный, их переделывать можем вместе. Любая фирма-производитель, поставляет оригинальные комплектующие, у нее цена от 110 евро, чтобы и туманка и поворотка - 100-110 евро.
Олег Наумов: Вообще, наверное, только у нас такое возможно, что люди законно завозили машины с определенным цветом фар, и вдруг издаются новые правила и получается, что они все должны переделывать.
Виктор Похмелкин: Действительно в Европе есть стандарт: указатели поворотов должны быть желтого или оранжевого цвета. Но при этом, когда в Европе вводили новые стандарты, пошли по такому пути: новые автомобили запрещены со старыми указателями поворотов, но все, что приобретено, находится на рынке, в движении, из оборота не изымается. Т.е. такие экономические меры. Постепенно, через три-четыре года стандарт будет соблюден повсеместно. У нас пошли своим, специфическим российским путем и распространили запрет в том числе на машины, находящиеся в эксплуатации. Это невозможно в развитой демократической рыночной стране, в которой уважается достоинство гражданина, право собственности и не меняют правила в зависимости от политической или экономической конъюнктуры.
Мнение эксперта. Виктор Нефедов, депутат Государственной думы РФ: Сразу после выхода 10-го января с зимних каникул, мы на заседании Фракции Единой России пригласили авторов этих поправок - это начальник безопасности Департамента дорожного движения МВД и его заместитель. Был 2-х часовой нелицеприятный жесткий разговор, и мы убедили авторов этих поправок, что два изменения в правилах дорожного движения не могут немедленно сейчас работать, мы заведомо людей ставим сейчас в позу нарушающего правила дорожного движения.
Олег Наумов: Я знаю, что сейчас с вашей подачи принято обращение Государственной Думы к Правительству о приостановке действия этих измененных правил.
Виктор Похмелкин: Да, принят парламентский запрос, обсуждение было бурным, даже правящая фракция «Единая Россия» возмутилась и приняла едва ли не первое несанкционированное решение. Наверное, сработало еще то, что эти машины с красными указателями поворотов оказались на балансе многих государственных структур: ФСБ, МВД, Прокуратуры, Госдумы, Администрации президента. В данном случае это коснулось многих чиновников и соединилось личное с общественным. Это тот редкий случай, когда интересы номенклатуры совпали с интересом общества. И это дало определенную отдачу. Правда, не могу сказать, что дало результат. Правительство молчит. Все при этом комментируют: журналисты, политики, депутаты, эксперты автомобильные, все кто угодно, кроме тех, кто принимал это постановление. Спрятались, скрылись куда-то и некому вообще защищать это решение. Но оно висит в воздухе, оно не отменено.
Олег Наумов: Так получается: Васька слушает, да ест. А что бы вы в этих условиях посоветовали автовладельцам?
Виктор Похмелкин: Во-первых, проявить общую солидарность. Я имею в виду не только владельцев американских машин, а всех. Потому, что сегодня это коснулось этих автомобилистов, завтра других. Все автомобильное сообщество должно выступить единым фронтом и сказать государству, извините, с нами так поступать нельзя. Второе, не спешить в автосервис, в ремонтные мастерские и переоборудовать машины, потому, что есть высокая доля вероятности, что это решение будет отменено. И если не будет отменено, то, по крайней мере, будет приостановлено. Слишком мощное давление сейчас оказывается на правительство. И, кроме того, пока по линии ГИБДД дано указание не штрафовать, и соответственно, не преследовать при техосмотре. Т.е. некоторого послабления уже удалось добиться.
Олег Наумов: В последнее время цена на бензин постоянно растет. Некоторые эксперты прогнозируют, что в 2006 году бензин подорожает примерно на рубль. Как Вы думаете, можно ли бороться с ростом цен на бензин и как?
Виктор Похмелкин: Есть такой термин «бензиновое» государство. К сожалению, Россия теперь типичное «бензиновое» государство. Т.е. государство, все благополучие которого зиждется на топливно-энергетическом комплексе.
Олег Наумов: Т.е. есть банановые республики, а у нас «бензиновая».
Виктор Похмелкин: Да, у нас «бензиновая». Нефть и газ – это наши основные источники доходов. Государство зависит от этого, и поэтому оно в плену у наших вертикально интегрированных нефтяных компаний, которые имеют колоссальное влияние на все уровни и все ветви власти. Понятно, что нефтяные компании совсем не заинтересованы в снижении цен не бензин, тем более, что цена на нефть прет на нефтяных рынках. И для того, чтобы до нее подтянуться, надо наращивать мощности. Тем более, что мы живем за счет экспорта. А чем больше нефти уходит на экспорт, тем меньше ее на внутреннем рынке. Значит выше цены на нее. Это процессы связанные и закономерные. Конечно, есть методы и механизмы регулирования этой ситуации. Они разработаны в развитых странах. Я в последнюю очередь имею в виду прямое государственное регулирование. Это может быть и жесткая антимонопольная политика. Это может и должна быть биржевая торговля нефтью. Это могут быть серьезные инвестиции в нефтеперерабатывающую отрасль, которая у нас находится в тяжелом состоянии. Это может быть манипулирование с нефтяными запасами, точно так же, как это происходит на валютном рынке. Все эти методы существуют, но наше Правительство не только не умеет этого делать, это было бы полбеды. Потому, что неумелое Правительство можно было бы заменить на более профессиональное или научить его. Оно не хочет этого делать. Единственный противовес этому - такое сильное социальное напряжение, массовый протест, не только автомобилистов, но и всего общества, потому что эти цены бьют абсолютно по всем гражданам,- который бы вызвал к жизни понимание: если ничего не делать, то завтра просто все взорвется.
Олег Наумов: С начала этого года цены на бензин резко выросли и в Оренбургской области. Наши эксперты перекладывают ответственность за повышение цен друг на друга. А вот аргументы в пользу того, что цены на моторное топливо будут расти и дальше, у них общие, отраслевые. А то, что эти аргументы идут вразрез с интересами экономики страны, их мало волнует.
Мнение эксперта. Андрей Гетингер, генеральный директор ОАО "Оренбургнефтепродукт":
Исходя из экономических условий 5 января мы подняли цены на бензин. Потому что был слишком большой разрыв между стоимостью топлива в нашей области и других областях Приволжско-Уральского округа. Если сравнивать в целом по России, то и сейчас разница сохраняется. Это нисколько не связано с продажей активов.
Мнение эксперта. Михаил Гуцириев, президент ОАО НК "РуссНефть":
Если есть в стране инфляция, если дорожает газ, если дорожает топливо, если дорожают перевозки, не дорожать бензин просто не может. Никто не будет работать в убыток, этот процесс неизбежен. Другое дело, что это можно сдерживать, говорить с населением, объяснять, почему так происходит.
Я знаю, что с 1 января губернатор очень резко высказал свое недовольство. Но мы еще не приняли, а те еще не сдали. Кто виноват? Я думаю, что те, кто не сдал. А те, кто не принял, не разобрались".
Мнение эксперта. Владимир Грабовский, вице-президент ТНК-ВР, директор "ТНК-ВР Оренбург":
Немного смутило выступление Гуцириева, который не совсем четко ответил на вопрос. Хочу сказать, что мы по состоянию на 22 декабря прошлого года эти активы продали. То есть с 22 декабря это не собственность компании ТНК-ВР.
Олег Наумов: Кроме проблемы постоянного роста цен на бензин, есть еще одна, не менее важная: качество моторного топлива. 87% всех вредных выбросов в крупных городах в атмосферу попадает через выхлопные трубы автомобилей. Причем, чем хуже качество бензина, тем больше тяжелых металлов оказывается в воздухе наших городов. А поскольку тяжелые токсичные фракции поднимаются до высоты не более полутора метров, то в первую очередь эти вредные компоненты попадают в легкие наших детей. Борьба с этим злом ведется в нашей стране крайне неэффективно. Как вы считаете: что надо делать, чтобы у нас в стране качество топлива улучшалось?
Виктор Похмелкин: Первое, это контроль качества. Важнейшая мера, которой сегодня практически нет. Ни государственного, ни должного общественного контроля. Это опять процесс устранения зависимости государства и общества от нефтяных компаний. Понятно, что они оберегают свои автозаправки, которые входят в состав нашего топливно-энергетического комплекса. Это и процессы международной интеграции, потому что, когда европейские экологические стандарты начнут внедряться у нас, тогда несоблюдение этих параметров, что появляется не в последнюю очередь в качестве бензина, повлечет за собой серьезные международные санкции для государства в целом, а значит для всех его граждан. Ну и, конечно, активность самих граждан. На сегодня мы миримся, терпим все, что происходит, не пытаемся судиться, добиваться наказания тех владельцев автозаправочных станций, которые ведут себя неподобающим образом.
Олег Наумов: Для владельцев новых автомобилей есть и хорошие новости. Недавно правительство утвердило новую формулу прохождения техосмотра. Начиная с 2006 года, владельцы новых автомобилей проходить его будут гораздо реже. Да и сама процедура получения техталона тоже должна стать удобнее – с января эти полномочия начнут передавать от милиции коммерческим автосервисам. Правда, похоже, что местные отделения инспекции безопасности дорожного движения не совсем готовы к реализации нововведений.
Мнение эксперта. Владимир Хавилов, начальник управления ГИБДД УВД Оренбургской области:
По прохождению технического осмотра новыми нормативными документами нового законодательства ничего пока не внесено. Кроме как сроков... Технический осмотр будет проходить по схеме три-два-два. То есть новый автомобиль, если вы приобрели, допустим, и зарегистрировали его в 2006 году до 31 декабря - вы будете проходить осмотр через три года, то бишь вы купили автомобиль, мы вам даем талон на прохождение техосмотра 2009 года, которых у нас пока нет, то есть мы обязаны еще их заказать. 14 января опубликовали, а госинспекцию не предупредили. Талон - документ строгой отчетности. Спец. продукция, она изготавливается только как деньги. И поэтому мы их заказали только сейчас. Пока мы будем делать отметку в талонах 2008 года, что он действителен до 2009 года.
Олег Наумов: Как Вы считаете, какие еще нововведения необходимы для сокращения коррупции в ГИБДД?
Виктор Похмелкин: ГИБДД должно перестать быть монстром, которым оно сегодня является. Сегодня у него масса функций, которые ему не нужны и которые служат источником коррупции. Во-первых, это, безусловно, техосмотр, который надо постепенно передавать службам автосервиса. Во-вторых, функция регистрации автомобилей. Совсем необязательно она должно быть в ГИБДД. Это тоже мощный источник взяточничества. Эту систему надо максимально упрощать и передавать ее в самостоятельную службу. Следующее, это общественный контроль. Вне всякого сомнения, наиболее серьезные действия, совершаемые сотрудниками ГИБДД и начальниками подразделений, должны осуществляться в присутствии представителей общественных организаций. Конечно, надо постепенно, как на Западе, уходить от прямых контактов дорожных полицейских с водителями и заменять это системами видеонаблюдения, фиксирующими нарушения. По моему глубокому убеждению, без такой реформы, которая бы обеспечивала: открытость, гласность, прозрачность всех действий государства, не решить ни проблему безопасности дорожного движения, ни любую другую проблему нашей жизни.
Олег Наумов: В вопросе протеста против введения изменений в правила дорожного движения произошел тот редкий случай, когда личные интересы номенклатурных деятелей совпали с общественными. И вот уже забрезжила надежда, что процесс будет приостановлен. Можно конечно, благодарить номенклатуру за заботу о народе, в пояс кланяться и ждать, когда же ее интересы опять совпадут с нашими. А можно поставить вопрос ребром: зачем нам такое чиновничество, интересы которого так редко совпадают с интересами общества?
http://www.autorus.ru/sps012006.php