Транспортная проблема в Петербурге налицо. По мнению специалистов, снять ее остроту поможет подземное строительство.
Сейчас идут разговоры о комплексном решении проблемы, одним из путей которого станут так называемые отсекающие парковки, которые в обозримом будущем должны появиться в городе. Считается, что они помогут снять остроту проблемы. Предполагаемое место размещения одной из таких парковок – у Финляндского вокзала.
Если сопоставить транспортные потоки, идущие с севера в центр, и предполагаемые для парковки территории, возможность свободного подъезда к ним и выезда с них, то становится очевидным, что «тромбов» на транспортных магистралях города только прибавится. Как, впрочем, и головной боли у тех, кто ежедневно пользуется личным автомобилем.
Но выход все-таки есть – его видят специалисты.
Мнение эксперта
«Идея строительства подземного Петербурга не нова, – поясняет Владимир Улицкий. – Существовали десятки проектов, разработанных в институте «Подземстройпроект». Когда-то в городе имелся даже генеральный план подземного строительства, который ныне уже безнадежно устарел, но в головах у многих, интересующихся данной темой сегодня, навсегда отложилось – мол, слишком сложные в северной столице геологические условия, ведь стоит она на плывунах. Тем не менее в других городах мира геологические условия подчас не лучше, а подземное строительство успешно развивалось. Под Амстердамом, где геологические условия похожи на наши, выстроен огромный подземный город. В Японии, где размах подземного строительства потрясает, текучие грунты еще хуже наших. Да плюс сейсмичность. Но и там уходят под землю транспортные инфраструктуры (тоннель под Токийским заливом). В Хельсинки огромный подземный торговый центр стал объектом приложения сил государственных и частных фирм. В старинном Генте под историческим центром (XII – XIII вв.) выстроен целый подземный город-музей. Сейчас не только в Европе, но и во всем мире под известнейшими городами возводятся их «альтер эго». Под землю уходят стоянки, торговые центры, кинотеатры и даже вторые сцены театров, имеющих громкие имена (португальский «Сирко»). Не только в Токио вода не мешает подземному строительству. Во французском Сен-Дени гаражи находятся под каналом».
Цена вопроса
«Сегодня можно довольно точно определить порядок будущих затрат. По нашим прикидкам, стоимость квадратного метра в 4 – 5-этажном подземном комплексе, в зависимости от конкретных геологических условий, от состояния наземного здания, под которым расположится подземный объект, от этажности новостройки, составит около 1,5 тыс. долларов, – считает Владимир Улицкий. – И можно найти оптимальный вариант. Решение подскажут специалисты (например, из «Геозола», «Геостроя», из проектного института «Геореконструкция-Фундаментпроект»)».
Стоянки и развязки избавят от заторов
Если они частично уйдут под землю. У Петербурга есть важные преимущества, которые могут упростить такое строительство – земля находится в руках государства. И потому возможен комплексный подход. Например, при строительстве любым из частных инвесторов многоэтажного подземного торгового центра один из его уровней город может получить в свое пользование. Там может появиться транспортный проезд, разгружающий дороги на поверхности, плюс дешевый путь для прохождения новых инженерных сетей.
Мы идем своим путем
Впрочем, подземное строительство в Петербурге худо-бедно, но ведется. Но не комплексный подход и игнорирование особенностей и потенциальных возможностей подземного строительства не приносят пока желаемых результатов, если говорить о транспортной составляющей таких проектов. Есть свои долгострои (печально известный котлован у Московского вокзала), имеются не очень удачно реализованные решения, например, на площади Труда, где из проекта убрали подземные гаражи, рестораны и получили подземный переход в никуда.
Неоднозначным видится специалистам будущее строящегося Орловского тоннеля под Невой. Сам по себе он ничего не даст без соответствующей транспортной инфрастуктуры, без обеспечения скоростного проезда как до, так и после этого объекта. Пробки в тоннеле – это возможные аварии.
А комплексное решение проблемы на ближайшую перспективу Владимир Улицкий видит так: надземная дорога (метро), связывающая между собой кольцевые станции, с выходом за город. При них огромные отсекающие подземные парковки на 5 – 6 тысяч автомобилей.
Светлана Паутова
http://www.chance.ru/news/?SID=63wdef0j ... =9ndrirgff