И давайте я наконец обьясню зачем существует шариковый клапан в большой тарелке термостата и обводной канал ,правильно называемый байпассом, непосредственно в корпусе термостата.
.......
Шариковый клапан (равно как и другие по конструкции клапана ) сделаны для того чо бы выпускать воздух при заплнении системы ОЖ после её сброса.
БОЛЬШЕ ОН НИ ДЛЯ ЧЕГО НЕ ПРИДНАЗНАЧЕН.
Кто читал в руководсве по ремунту как правильно заполнять систему жидкостью знает что делается это в несколько этапов.
Воздух уходит в расш. бачёк . Излишки его которые даже остались после того как весь воздух вытолкало из печки и радиатора а равно как и все воздушные пробки - стравливается клапаном в крышке расширительного бачка.
...
Байпасс -обводной канал запорного устройства предназначенный для снятия нагрузки на рабочее колесо насоса находящегося в непосредственной близости от него..
........
Если кто заметил , то на двигателях чугунных 1.3 его в корпусе термостата нет. А в двигателях с сплавной головой 1.6 он есть. И не маленький. И через него уходит ОЖ в радиатор. Таким образом она течёт мимо термостата. И довольно хорошо течёт.
...
Зачем?
Ну тут можно написать целую страницу.
Скажу очевидные вещи сделанные не спроста.
1. У радаторов 1.3 оба широких патрубка находя с одной стороны.
2 У радиаторов 1.6 ЦВШ по диагонали.
3. Другие расчёты по водяному насосу и сами рабочие колёса насосов расчитаны по разному.
4 Совсем разная теплоёмкость систем и графики их работы на режимах.
5. Абсолютно разная нагрузка на лопатку рабочего колеса в момент пуска.
В общем ещё пунктов 20 можно добавить
....
Это и вынудило сделать обводной канал в крпусе термостата. Одно из главных его назначений снизить нагрузку на рабочее колесо насоса в момент запуска. Продлить жизнь подшипнику насоса. Купировать резкий переход от охлаждения к нагреву задействовав большой круг (разогнать его зарание). Равномернее охлаждать - нагревать более массивный и разнонагреваемый за счёт разных материалов блока и головы двигатель 1.6. Облегчить насосу толкание жидкости по диагонали через радиатор.
....
Были с моей сторны попытки отглушить его.
Лучше. Намного. Я бы сказал что в купе с "зимним " термостатом был получен наиболее благоприятный результат.
Но не идеальный.
Всё равно двигатель недогревается. И в большой мороз приходилось ставить картонку
...
Одновременно с этими мерами растут риски нарушить тепловой баланс двигателя в переходный температурный период. Осенью-весной.
Не так что бы уж ....но определённый алярм "до закипания " есть
...
Лень дальше стучать по клавишам....
Могу сказать только что из трёх наблюдаемых двигателей ЦВШ все три имели сходные проблемы недогрева зимой.
Один из них был ребилдиногвый привезенны по заказу. То есть практически восстановленный до состояния " новый ".