Один из последних опросов на Autonews.ru показал, что свыше половины опрошенных автомобилистов оценивают деятельность своей страховой компании как «крайне неудовлетворительную». Затягивание выплат по страховым случаям, низкий общий уровень сервиса – характерные черты российской «автогражданки». Между тем, у самих страховщиков уже прошла эйфория после введения обязательного страхования автогражданской ответственности, и наступили серые, а для некоторых и черные, рабочие будни.
По данным Российского союза автостраховщиков, уровня допустимой убыточности достигли 23 из 165 российских страховых компаний, занимающихся «автогражданкой», а в 2006 году количество «убыточных» может возрасти до 100.
Большинство компаний поняли, наконец-то, что причина падения их популярности кроется прежде всего в их работе, и спешно предлагают своим клиентам новые, более цивилизованные подходы к своей работе. Одним из самых раздражающих принципов работы нашей «автогражданки» является возмещение ущерба не своей страховой компанией, как принято в цивилизованном мире, а страховщиком виновника ДТП. В результате автомобилист теряет уйму времени, нервов, зачастую без какого-либо положительного для себя результата.
Крупнейшие российские страховые компании решили-таки облегчить жизнь своим клиентам. Пять крупных страховых компаний, контролирующих 1/5 российского и почти половину столичного рынка ОСАГО - "РЕСО-Гарантия", РОСНО, "Альфа-Страхование", "Ингосстрах" и "Согласие" - договорились о взаимном урегулировании убытков.
По мнению страховщиков, соглашение по урегулированию убытков позволит им значительно минимизировать расходы, получать более четкую статистику и эффективнее бороться с мошенничеством.
Пока начинание действует как эксперимент в нескольких регионах (в том числе, в Москве), кроме того, в нем пока не участвует крупнейший страховщик ОСАГО «Росгосстрах». Однако положительный эффект от взаимного регулирования будет виден уже в скором времени, особенно в Москве.
Еще одно полезное новшество, скорее всего, будет принято страховщиками в ближайшее время. Руководитель Федеральной службы страхового надзора (Росстрахнадзор) Илья Ломакин-Румянцев выступает за изменения в законе об ОСАГО, предполагающие упрощенное оформление ДТП без жертв и с незначительным ущербом. Такой порядок будет способствовать ликвидации пробок на дорогах, считает он. Если эти нововведения когда-нибудь вступят в силу, количество недовольных «автогражданкой» резко пойдет на убыль.
Однако, пообещав «златые горы», страховщики пока что решили сделать еще один негативный шаг, а именно поменять некоторые из тарифов ОСАГО. Еще в конце сентября появился проект постановления правительства, в котором "автогражданка" для жителей малонаселенных пунктов, благодаря изменению территориального коэффициента, дорожала на 25%. Вышедший из-под пера премьера документ сохранил это положение, но многие и добавил. Правительство изменило и территориальные коэффициенты (КТ) для ряда категорий населенных пунктов, и шкалу коэффициентов по мощности (КМ) автомобилей. Самые любопытные результаты получаются, если свести изменения этих двух коэффициентов при расчете. Тогда в категорию самых невезучих автовладельцев попадут жители отдаленных районов Подмосковья (например, Каширского, Клинского и Талдомского), разъезжающих на авто мощностью 150-160 л.с. Сейчас обязательный полис для них стоит 4752 руб., а с 1 января его цена вырастет до 5722,2 руб.
В категорию проигравших попадут и жители деревень с населением менее 10 тыс. человек, владеющие транспортом мощностью 150-160 л.с. Сейчас их полис стоит 1188 руб., а станет - 1683 руб. Есть и те, кому с нового года правительство приготовило подарки по "автогражданке". Это, к примеру, жители престижной Рублевки и других дорогостоящих поселков близ Москвы, которые ездят на авто мощностью более 200 л.с. Сейчас их полис стоит 6771 руб., а с 1 января станет - 5722 руб. (на 15,5% ниже). Неожиданно в категорию "везунчиков" попали и москвичи, управляющие иномарками эконом-класса - 95-100 л.с. Сейчас они платят за "автогражданку" 5148 руб., а будут - 3960 руб. Если же такой автовладелец живет в ближнем Подмосковье, стоимость его полиса с нового года снизится с 4633,2 руб. до 3366 руб. И это самая большая скидка по цене, предложенная в постановлении правительства.
По словам замгендиректора компании «РЕСО-Гарантия» Игоря Иванова, в основе утвержденных в свое время правительством тарифов лежали объективные и субъективные (волюнтаристские) факторы. Объективно считалось, что по мере удаления от промышленных центров интенсивность движения наряду с вероятностью ДТП в тех или иных населенных пунктах снижается. Волюнтаристские побуждения чиновников при этом подсказывали им, что отдаленность от мегаполисов не позволяет гражданам на местах зарабатывать сопоставимые с москвичами или петербуржцами средства. Научного объяснения тому, почему решено было объединить коэффициенты по Московской области, у страховщиков нет. Скорее всего, в кулуарах заинтересованных министерств это объясняется заработками немалого количества подмосковных жителей на территории Москвы.
Как долго сохранятся текущие ставки и коэффициенты пока никто комментировать не берется. Регулярность пересмотра ставок тарифов и поправочных коэффициентов к ним законодательно никак не регламентируется. Между тем, отмечают страховщики, пересмотреть их все же придется, причем в самое ближайшее время, поскольку за 3 года действия закона об ОСАГО базовая ставка оставалась неизменной, несмотря на инфляцию в стране. К тому же существующая система бонус-малус никак не компенсирует предлагаемые страховщиками бонусы в виде 5-процентной скидки на полис за прошедший без аварий предыдущий страховой год. «В результате текущие тарифы могут поставить под угрозу не только очередных страховщиков, в частности, но и сам рынок в целом», — сетует И. Иванов.
http://www.autonews.ru/autobusiness/new ... 19/1177147