Suzuki выкупило себя у General Motors
Американский концерн General Motors продает контрольный пакет акций Suzuki. Покупателем станет сама японская компания. Деньги, вырученные от сделки, пойдут на реализацию перспективных проектов GM. Тем не менее, в руководстве автогиганта уже объявили о намерении избавиться еще и от SAAB и HUMMER.
Компания General Motors объявила о продаже большей части принадлежащих ей акций японской Suzuki. 17% из принадлежащего GM 20-процентного контрольного пакета акций будут переданы завтра самой Suzuki за сумму приблизительно в $1,96 млрд. Еще 3% процента американский автогигант оставит себе – как и возможность выкупить 17% обратно в течение года.
Все это время Suzuki обязана хранить приобретенный пакет акций, после чего General Motors придется определиться с дальнейшей судьбой своего участия в японской компании. К тому же, у Suzuki останется 11-процентный пакет акций южнокорейского подразделения General Motors – GM Daewoo Auto & Technology Co., c возможностью приобретения у автопроизводителя моделей, уже снятых с производства.
Решение GM, по-видимому, было достаточно неожиданным для японского партнера. Председатель совета директоров Suzuki Осаму Сузуки заявил на пресс-конференции в Токио, что «он не знал о том, что GM испытывает настолько серьезные проблемы». «У GM, возможно, возникли проблемы с наличностью», – сказал Сузуки.
Этого не отрицают в самом концерне. «Это разумный способ изыскать наличность, которая может пойти на поддержку перспективных проектов в данном регионе и по всему миру», – заявил в понедельник президент Азиатско-тихоокеанского подразделения General Motors Трой Кларк. По его словам,
окончательное решение о выходе из Suzuki в General Motors приняли еще 6 февраля, но о возможности подобного шага японцев известили еще 25 января.
Как считают аналитики, сделка пойдет на пользу обеим компаниям. «У Suzuki нет причин оставаться с GM после того, как их сотрудничество в области производства компактных автомобилей постепенно сошло на нет», – убежден Хирофуми Йокои, аналитик консалтинговой фирмы CSM Worldwide.
«Suzuki – один из лидеров на развивающихся рынках вроде Индии и Китая, в то время как GM использует для расширения в этих регионах свое южнокорейское подразделение».
Выход GM из Suzuki не означает автоматического завершения всех совместных проектов двух компаний. В руководстве обеих подтвердили, что сотрудничество будет продолжаться. Так, неизменными остаются планы по выпуску первого среднеразмерного внедорожника Suzuki (известного под кодовым названием Concept X) на заводе в Канаде, которым японцы владеют сообща с General Motors. Suzuki также не отказывается от производства двигателя V6, разработанного GM, на своем заводе в Японии. Среди совместных проектов японского и американского автопроизводителя – разработка новой автоматической трансмиссии.
General Motors, в прошлом году продавшая контрольный пакет японской Fuji Industries (выпускает легковые автомобили под маркой Subaru) своему главному конкуренту на глобальном рынке Toyota, скорее всего, не остановится на продаже Suzuki. Джером Йорк, член совета директоров и помощник крупнейшего инвестора General Motors – миллиардера Кирка Керкоряна, – заявил в январе этого года, что его босс хочет вдвое урезать дивиденды, выплачиваемые концерном акционерам, уменьшить зарплату руководству, выработать четкие финансовые цели и избавить компанию от неприбыльных предприятий и брэндов. Тогда прозвучали и названия – SAAB и HUMMER.
Впервые американский автогигант инвестировал в японского производителя компактов и мотоциклов в 1981 году. До 1998 года General Motors владел не более 3% Suzuki, к 2001 концерну принадлежали 10% его акций, а в 2001 году GM стал держателем крупнейшего пакета акций Suzuki в 20%. Однако, если японская компания на протяжении последних шести лет демонстрировала рекордные росты продаж, то General Motors постепенно сдает позиции на американском и глобальном рынках, уступая Toyota место крупнейшего автопроизводителя в мире. За последний год убытки концерна составили $8,6 млрд. Руководство объявило план его реструктуризации, который, помимо прочего, включает увольнение 30 тыс. рабочих и закрытие 12 заводов в Северной Америке к 2008 году.
http://www.gazeta.ru/auto/2006/03/06_a_555903.shtml