Автомобильные Форумы POKATILI.RU http://www.pokatili.ru/ |
|
Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть? http://www.pokatili.ru/viewtopic.php?f=4&t=5642 |
Страница 1 из 1 |
Автор: | FOX [ Ср мар 01, 2006 13:50 ] |
Заголовок сообщения: | Ремонт вентилятора системы охлаждения. Кипеть или не кипеть? |
![]() На современных автомобилях радиатор двигателя чаще всего оснащают электрическим вентилятором, у которого немало преимуществ по сравнению с механическим. Электрический включается только по достижении некоего верхнего предела температуры, а когда она придет в норму, тут же выключается. ![]() Рис. 2. Схема включения электродвигателя вентилятора без разгрузочного реле на некоторых зарубежных автомобилях: 1 – датчик температуры; 2 – добавочный резистор; 3 – электродвигатель. Результат – более стабильный температурный режим двигателя. К тому же он быстрей прогревается после пуска, меньше расходует топлива. Включившийся электровентилятор вращается достаточно быстро даже при низких оборотах двигателя – и этим снижает риск перегрева при больших нагрузках в тяжелых дорожных условиях. Механический вентилятор в таких случаях не всегда эффективен. ![]() Рис. 3. Доработанная схема включения электровентилятора: 1 – датчик температуры; 2 – реле; 3 – электродвигатель; 4 – диод. Казалось бы, перечнем достоинств тему можно и закрыть, да качество электротехники не позволяет. Отказ вентилятора – дело рядовое, а последствия бывают впечатляющими: «вскипятив» двигатель, неопытный водитель нередко платит немалые деньги за ремонт. Некоторые даже сознательно отказывались от передовой системы в пользу надежного и бесхитростного привода ремнем. В чем же главная причина капризов электровентилятора? Его мотор потребляет ток до 15–20 А, включаясь по команде датчика температуры охлаждающей жидкости в радиаторе (рис. 1). Чтобы большой ток не шел напрямую через нежные контакты датчика 1, в штатной конструкции применили разгрузочное реле 2. Решение естественное… но не безупречное – на российских автомобилях самым ненадежным элементом в системе охлаждения зарекомендовал себя как раз датчик температуры. Его контакты обгорают – и конец! И это, заметьте, при исправной работе разгрузочного реле. Для объяснения ситуации придется вспомнить, что такое «ЭДС самоиндукции» или «противоиндукции». Забыли? Королеве Физике от этого ни холодно, ни жарко – явление есть. И оно работает… Тот, кто ездит на автомобиле с контактной системой зажигания, знает, как сильно обгорают тугоплавкие вольфрамовые контакты, хотя и разрывают сравнительно небольшой ток с напряжением не выше 14–14,5 В. Все дело в противоиндукции: в момент разрыва контактов исчезающее электромагнитное поле не только создает высокое напряжение на вторичной обмотке катушки зажигания, необходимое для свечи, но и немалое, до 400 В, напряжение противоиндукции в первичной обмотке. Вот оно-то и «прожигает» контакты: каждое их размыкание не проходит бесследно – а за тысячу километров пути их накапливается около 4 миллионов. Результат – эрозия контактов. Система работает хуже и хуже. Контакты датчика температуры срабатывают не с такой большой частотой, но зато сами гораздо слабей контактов прерывателя – ЭДС противоиндукции катушки вспомогательного реле в конце концов на них сказывается – они обгорают… И чем больше потрудился датчик температуры, тем выше вероятность отказа. Задавая себе шекспировский вопрос «кипеть или не кипеть?», водителю надо почаще глядеть на указатель температуры и прислушиваться к шуму под капотом. Но еще вернее – вовремя заменить старенький датчик, дабы зря не рисковать. Однако есть и другие возможности. Первая: обзавестись каким-нибудь импортным датчиком включения вентилятора с тремя выходами – схема на рис. 2. Здесь уже нет разгрузочного реле. Электромотор включается постепенно – сначала через контакты 1 и 2 с добавочным резистором, а затем уже напрямую, через контакты 1 и 3. Результат – гораздо меньший эрозионный износ. Во многих случаях (при невысоких нагрузках на двигатель автомобиля) пара 1–3 почти не используется. Второй вариант – на рис. 3: здесь мы сохраняем разгрузочное реле. Однако в цепи есть новый элемент – диод 4 (типа КД105 и близкие к нему. Выбираются из справочника по диодам). Диод можно впаять непосредственно в реле (так удобней). В момент разрыва контактов датчика 1 тлетворное влияние на них ЭДС самоиндукции исключено – ток через диод уходит на «массу». Подобное применение диодов очень характерно для зарубежных автогигантов «Мерседес», БМВ и т.д. В последнее время в продаже стали появляться готовые колодочки под такие реле – уже с впаянными туда диодом и проводками. Дело лишь за автолюбителем и его фантазией. http://www.zr.ru/show_arch.pl?ida=46571 |
Автор: | keeper [ Ср мар 01, 2006 14:16 ] |
Заголовок сообщения: | |
Стас, клевая статейка, я в своими руками отписывался, что так сделал еще перед тем летом, но тут очень наглядно, надо буит к нам на фтп положить... У меня сечас мысли работают с другом направлении. Предлагаю всем желающим откликнуться. Что хочется сделать..: Поскольку в момент включения и выключения идут большие броски по токам, то думаю над тем, как их исключить. Варианты: 1. Плавное включение вентиля. (надо схему думать) 2. Двухступенчатое включение вентиля. Сначало на слабо, потом на полную. Ессно, все автоматом. (надо схему думать) 3. Взять готовые решения для других авто. (надо знать, где как решено). Вопчем вилкам мысли... |
Автор: | Observer [ Ср мар 01, 2006 23:22 ] |
Заголовок сообщения: | |
в минифак выложить? |
Автор: | jurim [ Чт мар 02, 2006 11:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
Долго искал рэле не нашел если датчик непосредственно в цепи двигателя вентилятора нужно листавить такую штуку или бесполезно? |
Автор: | keeper [ Чт мар 02, 2006 12:10 ] |
Заголовок сообщения: | |
jurim писал(а): Долго искал рэле не нашел если датчик непосредственно в цепи двигателя вентилятора нужно листавить такую штуку или бесполезно?
Блин, в СВОИМИ РУКАМИ весь процесс. Реле от ВАЗа. И полчаса делов. Год, как забыл о проблеме и пакет старых датчиков, подаренных старым хозяином со словами "Горят они, вот те для образца..." |
Автор: | jurim [ Чт мар 02, 2006 17:46 ] |
Заголовок сообщения: | |
машина 86 года здесь с 96 ни разу не горел, работает исправно может датчики у тебя неправильные или тосол? ![]() |
Автор: | Observer [ Пт мар 03, 2006 1:14 ] |
Заголовок сообщения: | |
у него другой кузов |
Страница 1 из 1 | Часовой пояс: UTC + 4 часа [ Летнее время ] |
Powered by phpBB® Forum Software © phpBB Group https://www.phpbb.com/ |